С чего начать: идея, цели и аудитория
Какой тип приложения выбрать: нативное, кроссплатформенное или PWA?
С чего начать: идея, цели и аудитория
Какой тип приложения выбрать: нативное, кроссплатформенное или PWA?
Разработка мобильного приложения это не просто написание кода. Это целый путь: от идеи до публикации, от первых набросков до живого продукта на экране телефона. Здесь важно всё: как вы проанализировали рынок, кто будет пользоваться приложением, насколько удобно им будет пользоваться, как часто оно будет «падать» и как вы с этим справитесь. Ошибки на ранних этапах могут стоить дорого и не только в деньгах, но и в репутации.
В 2025 году мобильные приложения это то, чем были сайты в начале 2010-х. Без приложения вы как будто вне поля зрения пользователя. А если ваш бизнес связан с клиентским сервисом, логистикой, доставкой, образованием, развлечением или внутренними процессами, приложение перестаёт быть опцией и становится обязательным инструментом.
В этом гайде мы разложим всё по полочкам: как подойти к разработке мобильного приложения, на чём сэкономить, а на чём нет, как выбрать технологию, найти команду, пройти модерацию в App Store и Google Play и при этом не сойти с ума. Без лишней теории, только практика, реальные советы и примеры из российского рынка.
А если вы поймёте, что делать всё это в одиночку не ваш путь, мы будем рядом. Мы умеем превращать идеи в работающие, удобные и прибыльные продукты. Давайте начнём.
Каждое успешное приложение начинается не с кода, а с вопросов. Много кода писали, много видели и точно знаем: чем четче вы понимаете, зачем делаете продукт и для кого, тем больше шансов, что он действительно заработает, а не будет пылиться где-то в сторе с пятью установками от друзей и коллег.
Первый вопрос, который стоит себе задать: зачем вообще вам нужно мобильное приложение? Только честно. Чтобы «было» — не вариант. Чтобы увеличить повторные заказы, сделать удобный сервис для клиентов, расширить охват или, скажем, автоматизировать работу с партнерами — это уже разговор.
Следом важно понять, кто будет пользоваться приложением. Это молодёжь, которая хочет всё быстро и в один тап? Или сотрудники в полях, которым важна стабильная работа на кнопочных Android? Платежеспособная аудитория, привыкшая к подпискам, или люди, которые вообще неохотно качают что-то новое? Эти детали влияют на всё: от дизайна до выбора технологии.
Дальше: что именно приложение должно решать. Какая боль у пользователей, которую вы хотите закрыть? Если такой боли нет, продукт просто не приживется.
Хороший пример: клиент, который хотел запустить фитнес-приложение. Мы посмотрели рынок и увидели, что там уже полно сильных игроков. Вместо того чтобы делать «ещё одно», предложили другой подход: простой трекер привычек с интеграцией в умные часы. Не перегруженный, зато полезный. В итоге у нас получился живой продукт с лояльной аудиторией.
Не лишним будет и взгляд по сторонам: что делают конкуренты, что у них получается, а что нет. Отличной подсказкой будут пользовательские отзывы. Часто идеи для собственного продукта рождаются именно после изучения чужих ошибок.
И еще один важный момент, о котором часто забывают на старте: монетизация. Даже если приложение создаётся не ради прибыли, а, например, для внутреннего использования или имиджа, всё равно полезно прикинуть какие задачи оно закроет, как сэкономит ресурсы или усилит бизнес. Иначе легко попасть в ситуацию, когда вы просто «поигрались в разработку», потратив деньги и не получив ничего взамен.
Если идея четкая, аудитория понятна, и вы знаете, зачем всё это затеваете, значит, вы уже на шаг впереди большинства, кто приходит к разработке «просто попробовать». Дальше будет только интереснее.
Когда идея уже сформировалась и стало понятно, кто будет пользоваться вашим приложением, самое время перейти к следующему вопросу: на какой технологии его разрабатывать? Это напрямую влияет на бюджет, сроки и даже на то, насколько удобно будет пользователю.
Если вы хотите выжать из устройства всё: доступ к камере, Bluetooth, геолокации, push-уведомлениям, интеграции с другими приложениями и безупречную работу при плохом интернете, то нативная разработка для вас. Здесь используется Kotlin для Android и Swift для iOS, и каждую платформу разрабатывают по отдельности. Такой подход даёт максимальную производительность и лучшее ощущение «родного» интерфейса.
Но за всё приходится платить: это значит две команды разработчиков, двойные тесты, двойная поддержка. Такой вариант оправдан, если вы делаете сложное приложение, например, мобильный банкинг, логистическую систему или сервис с AR/VR-функциями.
В большинстве случаев, особенно если вы делаете первую версию продукта (MVP), логичнее выбрать кроссплатформенную разработку. Здесь один и тот же код работает и на Android, и на iOS. Это сильно сокращает время и бюджет, упрощает поддержку и позволяет быстрее запускаться.
В России особенно популярны Flutter и React Native. Обе технологии позволяют реализовать 90–95% всех функций, которые есть в нативных приложениях. При этом пользователь даже не заметит разницы, если приложение не перегружено сложными анимациями или «тонкой» нативной логикой.
Ещё один плюс: вы запускаете продукт быстрее и можете проверить спрос до того, как вложите в него весь бюджет. А если приложение «выстрелит», всегда можно масштабироваться или переписать критические части на нативных технологиях.
Прогрессивные веб-приложения (PWA) работают прямо в браузере и могут выглядеть почти как настоящее приложение: с иконкой на рабочем столе, оффлайн-доступом и минимальным интерфейсом.
PWA может быть идеальным решением для внутреннего использования (например, для сотрудников компании) или для сервисов, где публикация в App Store/Google Play не критична. Это дешево, быстро и не требует прохождения модерации в сторах. Но стоит помнить, что у таких приложений сильно ограничен доступ к функциям телефона, особенно на iOS.
Если вы делаете первый шаг в мобильную разработку и у вас ограниченный бюджет, можете попробовать начать с кроссплатформенного решения на Flutter или React Native. Это позволит получить работающий продукт быстрее и дешевле, а главное, понять, действительно ли он нужен рынку.
Если задача требует глубокой интеграции с устройством или вы ориентируетесь на масштабируемый проект с повышенными требованиями, то стоит рассмотреть нативную разработку.
А если вам нужно максимально просто, быстро, присмотритесь к PWA. Особенно если ваше приложение, по сути, адаптированный сервис с веб-интерфейсом.
Независимо от того, какой тип приложения вы выбрали: нативное, кроссплатформенное или PWA, почти всегда за видимой оболочкой стоит серьезная инфраструктура. Это то, что пользователи не видят, но без чего не будет работать ни регистрация, ни заказ, ни оплата.
Бэкенд — это серверная часть, где хранятся данные, обрабатываются запросы и реализуется логика приложения. Для этих задач часто используют:
Если у вас уже есть инфраструктура на 1С, то чаще всего подключают 1С-Битрикс в роли «посредника» между мобильным приложением и бизнес-логикой.
Базы данных, ещё один незаметный, но критичный элемент. В зависимости от архитектуры проекта могут использоваться:
Без аналитики вы не узнаете, как пользователи ведут себя в приложении и что нужно улучшить. Для аналитики подойдут:
Для отправки push-уведомлений чаще всего используют:
Важно помнить: вы не обязаны разбираться во всех этих технологиях самостоятельно. Главное, понимать, что приложение — это не только интерфейс. Это ещё и сложная система «за кадром», и задача вашей команды или подрядчика — подобрать надежный и понятный стек под конкретные цели вашего продукта.
Вы уже знаете, каким должно быть ваше приложение и на чём его стоит разрабатывать. Теперь настало время перейти к самому «длительному» этапу и найти тех, кто всё это воплотит в жизнь. И вот тут рынок предлагает три основных пути: фриланс, in-house или аутсорс. У каждого свои плюсы, минусы и подводные камни.
Кстати, если вы уже на этом этапе и хотите разобраться подробнее, у нас есть отдельная статья о том, как выбрать IT-подрядчика и не прогадать, с практическими советами, чеклистом и подводными камнями.
На первый взгляд кажется заманчиво: фрилансеры дешевле студий, их много, и кажется, что можно быстро собрать команду «по объявлениям». Иногда это действительно работает. Особенно если вы сами разбираетесь в разработке и готовы выступать техническим менеджером.
Но чаще всего фриланс сопровождается стандартным набором рисков: пропущенные сроки, неустойчивая коммуникация, отсутствие тестов, а главное разрозненность. Один делает дизайн, другой код, третий «подключится позже», четвертый исчезает после релиза. Такой подход может сработать, если у вас уже есть опыт управления проектами и чёткое понимание, чего требовать. В остальных случаях это полная лотерея.
Собрать внутреннюю команду — мечта многих компаний. Все под рукой, всё под контролем, можно быстро вносить правки и развивать проект без зависимости от подрядчиков. Звучит хорошо, но требует серьезных ресурсов: зарплаты, налоги, процессы, управление, оборудование. Кроме того, если у вас нет сильного технического руководителя, вы просто не сможете оценить качество работы.
Этот путь имеет смысл, если мобильное приложение это ядро вашего бизнеса и вы готовы инвестировать в долгосрочную команду. Во всех остальных случаях проще и надёжнее обратиться к профессиональной студии.
Работа с внешней студией (например, как наша) — это способ получить сразу всё: от идеи и прототипа до рабочего приложения и публикации в сторах. Вы получаете не просто «исполнителей», а сработанную команду из дизайнеров, разработчиков, тестировщиков и менеджера проекта, который следит за сроками, качеством и коммуникацией.
Мы работаем по договору, у нас прозрачный процесс: вы всегда понимаете, на каком этапе находится проект, за что вы платите и когда ждать результат. После релиза мы не исчезаем и можем продолжить сопровождение проекта, доработать его, помочь с обновлениями и аналитикой.
Когда приложение готово, протестировано и выглядит как надо, кажется, что дело сделано. Но впереди ещё один важный шаг — публикация в сторах. И, как показывает практика, он может занять больше времени и нервов, чем сама разработка, особенно если вы сталкиваетесь с этим впервые.
Публикация в Google Play считается более «дружелюбной» для разработчиков, особенно если сравнивать с Apple. Для начала нужно зарегистрировать аккаунт разработчика и сделать разовый взнос $25. После этого вы получаете доступ к Google Play Console, где и происходит вся магия.
Дальше потребуется подготовить APK или AAB-файл (второй формат сейчас предпочтительнее), загрузить его, заполнить описание, загрузить скриншоты, указать категорию и возрастные ограничения. Всё это влияет на то, как приложение будет отображаться и находиться в поиске, поэтому к этим деталям стоит подойти внимательно.
Google проводит автоматическую и ручную проверку безопасности, особенно если ваше приложение работает с персональными данными. Нарушения политик могут привести к отказу в публикации или удалению из стора даже после релиза. Поэтому лучше всё проверить заранее.
Apple, как и всегда, делает всё по-своему. Чтобы публиковать приложения в App Store, нужно оформить подписку на Apple Developer Program это $99 в год. Кроме того, придётся пройти через чуть более сложный процесс подготовки билда.
Для публикации вам понадобятся специальные сертификаты и provisioning-профили, а само приложение собирается через Xcode или TestFlight. Далее вы загружаете билд, заполняете все метаданные (название, описание, ключевые слова, категорию, возрастной рейтинг, ссылки на политику конфиденциальности и т. д.) и отправляете его на модерацию.
А вот тут начинается интересное: модерация в App Store может занять до 2 недель, особенно если приложение новое и от нераскрученного аккаунта. При этом Apple может отклонить релиз за любое несоответствие гайдлайнам от неинформативных скриншотов до слишком общего описания или даже подозрений в попытке обмана пользователя.
Как и в случае с SEO для сайтов, у мобильных приложений есть ASO (App Store Optimization) — оптимизация под поиск внутри стора. Правильное название, чёткое описание, ключевые слова, привлекательные скриншоты и иконка, напрямую влияют на то, как часто ваше приложение будут находить и устанавливать.
Если всё это звучит сложно, не переживайте. Мы берём на себя весь процесс: от подготовки скриншотов и описания до генерации сертификатов, загрузки билда и общения с модерацией. У нас есть опыт публикации в обоих сторах, и мы знаем, на чем спотыкаются многие новички.
Создание мобильного приложения это гораздо больше, чем просто разработка интерфейса и написание кода. Это путь: от идеи и стратегии до первой версии, публикации и регулярных обновлений. На этом пути важны все аспекты от проработанной цели и понимания аудитории до выбора технологии, команды и правильного выхода в сторах.
Мы знаем, как сложно бывает пройти этот путь без ошибок, особенно если вы не технический специалист. Но мы также знаем, как сделать его понятным, прозрачным и управляемым, потому, что мы прошли его уже десятки раз вместе с нашими клиентами.
В Solaurum мы подходим к каждому проекту с умом и вниманием: слушаем, советуем, показываем альтернативы и берём на себя всю техническую часть. Если вам нужен не просто подрядчик, а партнёр, которому можно доверить идею — вы нашли нужную команду!
Готовы обсудить ваш проект? Напишите нам и мы разберём идею, прикинем бюджет, расскажем, как всё может работать без сложных слов и внятным языком.
Пора воплотить задуманное в приложение, которое действительно работает!
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте последнюю информацию о новых технологиях и инновациях для того, чтобы сохранить лидирующие позиции в своем сегменте.
Развитие
бежит
неумолимо
и мы
поможем
Вам
идти в ногу
с ним